ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, воспроизведенный памятью образ от бывших ранее раздражений. Прежняя психология проводила резкую грань между ощущением (см.) и П. Ощущение получается при непосредственном воздействии на нас предмета, напр. мы ощущаем красный цвет розы, ее запах, ее вес, когда держим ее в руках. Но мы можем представить себе красную розу и не видя ее, тогда мы говорим о П. красного цвета, запаха и веса розы. Мы представляем себе ее по памяти. П. могут относиться к предметам, процессам, отношениям между ними и т. д. Ощущения возникают пр*и возбуждении периферических окончаний приводящих нервов, П. же возникают в силу возбуждения нервной системы и без воздействия в данный момент внешней среды на данные периферические окончания; поэтому они носят центральный характер. Обычно считают П. менее ярким, точным и устойчивым, чем ощущение, хотя в некоторых исключительных случаях (навязчивые образы, галлюцинации) П. может достигать яркости и силы ощущения. П. в прежней психологии часто придавалось очень большое, даже почти исключительное значение. Так, Гербарт (Herbart; 1776;—1871) пытался построить всю психологию, основываясь на «механике представлений». Он всякое псих, переживание считал П. Представления и составляют первичные элементы, из которых складывается все остальное. Всякое вновь появляющееся П. получает ту или иную силу в зависимости от ранее бывших представлений, т. к. все они влияют на него, видоизменяя, усиливая или ослабляя. Гербарт выводит даже математическую формулу этого взаимодействия П. Однако вся эта «механика П.» надумана и нереальна. Не говоря уже о том, что мы не можем рассматривать псих, жизнь как какую-то сумму или механику элементов, самая попытка всю психику свести к представлениям не верна. Это значит лишить психофизиологию всякой действенности и отрывать психику от жизни организма. Это стремление оторвать псих, жизнь от тела и изобразить ее в виде игры представлений наложило на всю эмпирическую психологию рационалистический вербально-схоластический характер. П. основано на возникновении прежних или подобны» прежним возбуждений в центральной нервной системе, причем это специфическое состояние нервной деятельности еще пока далеко не объяснено современной физиологией. П. не самостоятельны, а связаны с нашими восприятиями, чувствами и мыслями и со всей жизнью нашего организма. Они определяются и направляются всей нашей деятельностью. Они зависят как от внешней среды, так и от нашего отношения к ней. А это отношение в конечном счете зависит от нашей направленности, от нашей классовой идеологии. Поэтому П. об одном и том же у пролетария и буржуа диаметрально противоположны. Мы можем выделить П. путем специального анализа, но обычно они входят в состав наших восприятий (см.) и являются одним из орудий нашего познания мира. Они помогают нам разбираться в настоящем благодаря нашей прежней практической деятельности и тем облегчают нам познавание и изменение окружающей нас среды. Они поэтому являются одним из необходимых элементов нашего сознательного труда. Различают обычно единичные представления, т. е. П. об индивидуальных предметах, явлениях и отношениях (напр. П. о данном человеке), от общих П., то-есть П. о целом ряде предметов, явлений, отношений, которые мы объединяем в одно на основании чего-либо общего во всех них (таково напр^ П. о человеке вообще, о средствах перевозки и т. п.). Чем большее количество объектов охватывает такое П., тем более общий характер оно носит, и тем более смутным оно нам представляется. Предполагалось, что общее П. получается путем слияния всех сходных черт ряда предметов и уничтожения всего несходного им. Однако такая попытка изобразить общее П. как собирательный портрет не верна, т. к. обычно наши П. при объединении предметов имеют своим содержанием наиболее знакомый и типичный из сходных единичных образов. Этот образ создается и проверяется, соответственно видоизменяясь, в практике нашей трудовой деятельности. Многообразие П. обозначается обычно как «круг представлений», учет к-рого имеет большое значение для педагогики. Существует ряд методов изучения круга П., но все они вскрывают лишь словесно выраженные П. и не пытаются обнаружить действенные, хотя бы и не выраженные в словах образы. Методы вскрытия последних есть насущная задача нашего времени, т. к. социалистическое строительство на каждом шагу доказывает, что вербальный интелект не является единственным и наиболее важным. В прежней психологии было распространено деление на типы П. Под типом имелся в виду характер преобладающих П. для данного лица. В основном типы делились на зрительный, слуховой, двигательный (моторный) и различные комбинации их: зрительно-моторный, слухо-мотор-ный, смешанный. Дело в том, что одни люди легче всего запоминают зрительные раздражения, другие—слуховые, третьи—двигательные. Соответственно этому одним надо только прочитать материал про себя, другим—услышать его, третьим—произнести. На этом делении возникла т. н. диференциальная психология, или психология типов. Казалось, что надо перестроить всю педагогику и группировать учащихся по этим типам, ведя занятия с каждой группой отдельно—зрительным, слуховым и т. п. методами. Дальнейшие исследования однако показали, что типы в чистом виде почти не встречаются и что мы запоминаем одно так, а другое иначе, но почти всегда смешанным путем. Кроме того оказалось, что эти типы воспитуемы и могут быть перевоспитаны. Все это заставляет принять лишь одно: необходимо вести занятия так, чтобы все рецепторы (органы чувств) были по возможности использованы; такое многообразное изучение объекта даст - возможность наилучшим образом усвоить его всем типам и воспитать наиболее богатые представления об объекте. Совсем другой характер может иметь разделение на типы П. с точки зрения их содержания. Здесь в первую очередь отразятся классовые особенности людей, а внутри классовых—профессионально-трудовые. Особый вид представлений составляют и д е о-моторные представления. Понятие это было особенно тщательно разработано американским психологом Джемсом (W. James, 1842—1910) и означает чрезвычайно живые П. о действиях или движениях. При отсутствии противоположных представлений они сейчас же и переходят в действие. Этим, по мнению Джемса, объясняется значительная часть наших поступков. Всякая мысль о движении сопровождается этим движением, хотя бы в ослабленной, незаметной форме. Так, стоит положить палец на аппарат, регистрирующий в значительно увеличенном виде самые малейшие движения, и подумать о движении вправо, как палец движется вправо, хотя мы этого и не заметим и даже будем стараться не двигать его. На этом основано так наз. «отгадывание мыслей», когда отгадывающий держит за руку задумавшего и ничтожными сопротивлениями его руки удерживается от выполнения неверного. Учение о идеомотор-ных представлениях получило развитие в недавнее время в реактологической школе нашей советской психологии—в виде попытки уничтожить понятие «воли». Мы совершаем те или иные поступки не в силу разумного решения, принятого благодаря воздействию на нас организованного классового окружения и нашего участия в трудовой деятельности, а только потому, что нет в данный момент противоположных представлений или они механически побеждены данными. Это конечно неверно, так как этим отрицается всякая активность личности, всякое значение классового сознания. Идеомоторными представлениями никак нельзя объяснить наших сознательных действий. Маркс признавал необходимым в труде «целесообразную волю» («Капитал», т. I, гл. V) и мы не можем отрицать сознательно поставленных и выполненных решений, создающихся трудовой деятельностью в данных конкретно-исторических условиях. Лит.: ДшемсВ,, Научные основы психологии, гл. XXVI, СПБ, 1902; Л а н г е Н., Психологические исследования (исслед. 2, гл. 1, § 15), Одесса, 1893; Ленин, Материализм и эмпириокритицизм; М ар к с К., Капитал, т. I, гл. V.                                            Н.Добрынин.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Синонимы:

Смотреть что такое "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ" в других словарях:

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ —         образ раннее воспринятого предмета или явления (П. памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувств. отражения в виде нагляднообразного знания. В отличие от восприятия П. поднимается над непо средств …   Философская энциклопедия

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, представления, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. представить во всех знач., кроме 11 представлять. Представление документов. Представление нового учителя ученикам. Впредь до представления достаточно веских причин. Представление… …   Толковый словарь Ушакова

  • Представление — (философия) Представление (психология) Представление (базы данных) Представление (квантовая механика)  способ описания квантовомеханической системы Представление (искусство) (см. также шоу) Представление (прокурора) В математике… …   Википедия

  • представление — См. воззрение, зрелище, изображение, мнение, мысль, понятие, просьба... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. представление понятие; зрелище; воззрение, изображение, мнение,… …   Словарь синонимов

  • представление — наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления к прошлому и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением …   Большой Энциклопедический словарь

  • Представление — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень… …   Психологический словарь

  • представление —     ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, рисование     ВООБРАЖЕНИЕ, видение     ВООБРАЖАЕМЫЙ, мнимый, мысленный     ПРЕДСТАВЛЯТЬ/ПРЕДСТАВИТЬ, видеть/ увидеть, воображать/вообразить, мыслить, рисовать/нарисовать …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Представление —  Представление  ♦ Représentation    Все, что представляется в уме, все, что ум способен себе представить, – образ, воспоминание, идея, фантазия. Все это суть представления. Именно поэтому Шопенгауэр и говорит: «Мир есть мое представление». Мы… …   Философский словарь Спонвиля

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — 1) Форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (ср. ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (ср. восприятие). Конституируется как на основе памяти… …   Новейший философский словарь

  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, я, ср. 1. см. представить, ся. 2. Письменное заявление о чём н. (офиц.). П. прокурора (акт прокурорского надзора). 3. Театральное или цирковое зрелище, спектакль. Первое п. новой пьесы. Самодеятельное п. 4. Воспроизведение в… …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Представление, Довлатов С.. Сергей Довлатов - один из самых популярных и читаемых русских писателей конца ХХ – начала XXI века. Его повести, рассказы, записные книжки переведены на множество языков, экранизированы,… Подробнее  Купить за 247 руб
  • Представление, Довлатов С.. Сергей Довлатов родился в эвакуации и умер в эмиграции. Как писатель он сложился в Ленинграде, но успех к нему пришел в Америке, где он жил с 1979 года. Его художественная мысль при видимой… Подробнее  Купить за 142 руб
  • Представление, Сергей Довлатов. Сергей Довлатов - один из наиболее популярных и читаемых русских писателей конца XX - начала XXI века. Его повести, рассказы и записные книжки переведены на множество языков, экранизированы,… Подробнее  Купить за 134 руб
Другие книги по запросу «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»